nesokrat (antialle) wrote,
nesokrat
antialle

Categories:

Александр Соколов - автор книги "Мифы об эволюции человека":

"... Над заснеженной равниной раздается рык раненого зверя. Разъяренный белый медведь поднялся во весь свой огромный рост. Из колотой раны на боку хлещет кровь, и один из охотников уже поплатился жизнью за свою смелость - ударом лапы медведь расправился с ним и ринулся на второго. Человек погребен под белой тушей, но в последний момент бьет чудовище кремневым ножом… И вот зверь повержен. Охотник с трудом выбирается из-под распростертого животного, склоняется над его безжизненным телом и тихо произносит: «Зверь! Я забрал твою жизнь! Мой народ будет жить без страха. Пусть твоя душа обретет покой в царстве зверей».



Зрители переводят дух, кто-то утирает слезы. Эпизод, по сюжету фильма произошедший несколько десятков тысяч лет назад, исполнен драматизма. Поединок неандертальца с белым мишкой представлен в таких подробностях, словно режиссер на машине времени слетал в каменный век и вел репортаж с места событий. В реальности неандертальцы, скорее всего, никогда не встречались с белыми медведями и не бегали полуголыми по снежным просторам. Но кого из режиссеров это волнует?

Кино будоражит воображение, пробуждает интерес к истории и это безусловный плюс. Кино преподносит зрителям исторические факты подчас в сильно искаженном виде - согласитесь, это минус.



Не особо заморачиваясь, режиссеры воспроизводят быт какого-нибудь индейского племени, который переносят на «пещерных людей» практически без изменений.


(не заблуждайтесь, это не маленький Обама...)

Здесь царит патриархат: мужчины ходят на охоту и воюют, женщины нянчатся с детьми и готовят еду.



В племени есть вождь, колдун и даже знахарка - словом, типичное для человеческого общества разделение труда. Я уже говорил: чтобы зритель сопереживал, он должен видеть на экране привычные ситуации и отождествлять себя с кем-то из киногероев.



Но задайтесь вопросом, друзья: как вытащить информацию об устройстве общества и о «профессиях» древних людей из ископаемых костей? Данных слишком мало, чтобы делать столь смелые выводы - зато какая невообразимая ширь фантазии для художественного фильма!



Кино без мордобоя и поножовщины пресно и уныло. А фильм о каменном веке, где кого-нибудь не проткнули копьем, - это выкинутые на ветер деньги зрителей. Кровь на экране должна литься рекой. В «Борьбе за огонь» нам показывают и атаку жутких питекантропов, и внутренний конфликт в неандертальском племени, закончившийся киданием копий друг в друга, и племя кровожадных каннибалов, оттяпавших для шашлыка руку живому кроманьонцу.

В самом захудалом фильме про каменный век герой обязан сразиться с саблезубым тигром, пещерным медведем или в крайнем случае со стаей голодных волков. С этими тварями разговор короткий: мастерский взмах дубиной, тычок факелом в зубастую пасть или точный удар кремневым ножом. Посрамленное чудовище, поджав хвост, удирает во тьму или падает бездыханным к ногам героя.



Язык, религия, мораль, формы брака или, допустим, танцы древних людей.... С каждым шагом, с каждым новым аспектом древней жизни мы удаляемся от прозаических археологических находок - костей и каменных орудий - и все больше погружаемся в теоретизирование на грани науки и фантазии. Красивые умозрительные гипотезы попадают в научные журналы, из них - в Википедию и на ленты новостей, а оттуда - в сценарии фильмов, в титрах к которым вы увидите солидный список «научных консультантов». Не будем строги к искусству!

Спор о том, насколько деятели кино могут отступать от научной истины, бесперспективен. Сценаристы и режиссеры все равно вопрос баланса между фантазией и фактами решают, не спрашивая никого. Поэтому перед просмотром очередного шедевра на историческую или доисторическую тему лучше всего отключать внутреннего «эксперта» и просто наслаждаться картинкой. У меня, правда, так уже давно не получается. Надеюсь, что получится у вас!"


Резюмирую одной строкой: "Бабир Яр", "Список Шиндлера" "Дневник Анны Франк", "И скрипки умолкли", "Концлагеря. Дорога в ад", "Храброе сердце Ирены Сендлер"...

Имеющий ум, да пошлет нахер сценаристов и режиссеров которые "вопрос баланса между фантазией и фактами решают, не спрашивая никого".









Tags: зомбоящик, холокост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments