В предверьи смерти или осени
(понять мотивы тут - напрасны),
он в думах весь о Новороссии,
мольбы и просьбы безучастны.
Страны единства не разрушь!
В глазах огонь, прицела зарево...
Никто не сможет бить баклуш
у Пети - мужа государева.
Для фронта все и для победы!
Законно избранный монарх
готов в детдом отдать конфеты,
еврейством взрощенный ПЛУТарх.
Он наготовил им гостинцев...
(снарядов, пуль и автоматов)
За "скачки славаукраинцев" -
перетравить всех "коллорадов".
Но нужно, Вальцман, торопиться,
тебя заждались в преисподней,
кагал "героев" потеснится,
Ступай уже к "подземной сотне"
В эмиграции, в Берлине, в 20-х годах Алексей Толстой мне показывал фотографию, которой он очень дорожил: сфотографирован каким-то уездным фотографом ражий детина, довольно обезьянообразный, с головы до ног увешанный арсеналом оружия. Детина сидит “развалемшись” в глубоком кресле на фоне дешевых декораций, а рядом — круглый стол, на котором — отрубленная человечья голова. И детина дико-напряженно уставился в объектив фотографического аппарата. Это — атаман Ангел. Толстой над этой фотографией дико хохотал, просто ржал. Я никак не мог разделить его веселья, но это была сфотографирована действительная Украина 1918 года.
Роман Гуль."Я унес Россию. Апология русской эмиграции".
Что такое Гражданская война? Война красных и белых? Имущих и неимущих? Дворян и простолюдинов? Большевиков против всех тех, кто с помощью своих и наемных штыков хотел уничтожить завоевания Октябрьской революции? Все так, и все — не так, все приблизительно и неточно. Что же, забыли его вывести, этот универсальный и всеобщий, как закон, ответ? Нет, не забыли: пытались. Пытались прежде, пытаются сейчас и до тех пор будут пытаться, пока все, и каждый лично, не поймут, что у Гражданской войны есть одна зловещая особенность: ее невозможно объяснить одной формулировкой. У нее ровно столько объяснений, сколько было участников, потому что каждый, кому выпало жить в то время, вел свою собственную Гражданскую войну. И шла эта личная Гражданская война прежде всего с самим собой, потом — с семьей, потом — с друзьями и знакомыми, с теми, с кем вместе рос, учился, работал. Вот почему у каждого свое определение, и вот почему нет универсального и всеобъемлющего.
Борис Васильев "Дом, который построил дед"
- Мы побеждены...
О, только тот, кто сам был побеждён, знает, как выглядит это слово! Оно похоже на вечер в доме, в котором испортилось электрическое освещение. Оно похоже на комнату, в которой по обоям ползёт зелёная плесень, полная болезненной жизни. Оно похоже на рахитиков, демонов ребят, на протухшее постное масло, на матерную ругань женскими голосами в темноте. Словом, оно похоже на смерть.
Михаил Булгаков "Белая гвардия".